1
Организация досуговой и внеурочной деятельности обучающихся в ОУ.
“Уметь с умом распорядиться досугом-
высшая ступень цивилизованности” (Б. Рассел)
Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Досуг часто отождествляется со свободным временем, с внешкольной и внеклассной работой, и даже с внеучебным временем.
Сегодняшние школьники растут и взрослеют в условиях нестабильности; иногда им трудно адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем учащимся в силах помочь внеурочная деятельность. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию и расширению кругозора.
Одна из главных задач воспитательной работы школы состоит в том, чтобы укоренить идеалы добра, чистоты, порядочности в душах детей.
Досуг ребёнка – это мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребёнка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг обучающихся – это школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг – это школа поддержки.
Всё, что проводится в школе, так или иначе – организация досуга обучающихся по направлениям деятельности:
Гражданско – патриотическое воспитание
Интеллектуальное
Духовно – нравственное
Физкультурно – оздоровительное
Художественно – эстетическое
Ученическое самоуправление
Данные направления осуществляются через проведение традиционных мероприятий, каких-либо конкурсных программ, через олимпиады, игры, организация КВНов, через работу кружков, секций, лаборарии успеха, заседаний спор-клуба.
Основу внеурочной деятельности составляет способность школы

планировать и осуществлять осознанное включение детей и подростков в коллективно-полезное дело, вызывать их отклик и инициативу, развивать у них позитивное преобразовательно-организационное отношение к делу. Эффективность данного направления связана с последовательным раскрытием сознания ребенка и побуждением его личности к самостоятельной работе по выстраиванию пути своего развития через специально проектируемые и реализуемые события, развитием мыследеятельности и участием в социально значимой творческой деятельности.
В нашей школе созданы условия, позволяющие, с одной стороны, удовлетворить потребности подростков в самовыражении, и с другой стороны – активизировать потенциальные возможности школьников по саморазвитию и самореализации.
Одним из эффективных средств развития обучаемых, процессов самосовершенствования, становления социальной компетенции школьников стало детское объединение «Спортивный клуб "Факел"» для учащихся 7-11 классов, на котором дети учатся мыслить, думать, спорить и рассуждать, ставить вопросы и находить на них ответы. Для них очень важны и интересны для заседания «Спортивный клуб "Факел"», темы которого всегда животрепещущи, актуальны, развивают культуру поведения, расширяют кругозор обучающихся, обогащают их речь.
Ребята детского объединения ЮНТА считают, что расти нужно и развиватьсяв обстановке добрых, полезных, интересных дел, они выступают на телевидении, агитируя жителей нашего города в принятии участия в благотворительных акциях и сами активно в них участвуют, в турнирах по шахматам, шашкам, оказывают помощь ветеранам.
Актив школьной детско-юношеской организации "Альтаир" выстраивают свою работу на принципах гуманизма, демократии, приоритетов общечеловеческих ценностей, участвуют в КВЕСТах, различных акциях. Кроме того, в ОУ существует приемственность возрастных отрядов: учащиеся старшей группы проводят посвящение младшей, берут шефство над младшими школьниками.
Профилактическую работу осуществляют школьные отряды ДЮП И ЮИД по ПДД и профилактике пожаров. Ребята участвуют в акциях, агитбригады этих отрядов проводят в классах 5-минутки по безопасности жизнедеятельности человека, участвуют в конкурсах, викторинах. Традиционным стало принятие 1-классников в "Альтаировцы".
В начальной школе внеурочная деятельность осуществляется по 5 направлениям:
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,
- социальное,
- духовно-нравственное,
- спортивно-оздоровительное
Для организации внеурочной деятельности нашей школы выбрана оптимизационная модель, которая разработана на основе всех внутренних ресурсов образовательного учреждения.
Виды занятий обучающихся во внеурочной деятельности самые разнообразные: проводятся мастер-классы, принимают участие в различных всероссийских конкурсах, в районных и городских конкурсах чтецов, в благотворительных акциях «Доброе сердце», Акция Милосердия и др.
Особое место в воспитательной системе школы занимает школьное самоуправление, в рамках которого ежегодно проходит ученическая конференция, завершающаяся выборами. Выбранный Президент школьного самоуправления, премьер-министры 1 и 2 несут ответственность за разработку и проведение школьных мероприятий. Школьники – граждане этого детского государства – заняты в нем практически всеми видами человеческой деятельности, необходимыми для гармоничного развития личности. Школьное самоуправление - это союз тех, у кого есть дело по душе. Игра в детское государство имеет глубокий смысл, потому что дети в реальных ситуациях учатся не только жить в согласии и радости, но и получают первый опыт самоорганизации. Характерная особенность многих школьных дел – межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, знакомят их с традициями школьного коллектива. Совет Дела и Совет Старшеклассников организует встречи 1 раз в месяц, где обсуждаются вопросы, связанные планированием мероприятий на следующий месяц, решением организационных вопросов. Эти демократично выбранные органы самоуправления взаимодействуют с активами классов и принимают участие в управлении жизнью школы буквально на всех уровнях.
По итогам каждого месяца самый лучший, самый активный класс направляется на активный отдых в боулинг, в Аист ( так, на сегодняшний день, съездили 5Б, 7В, 9Б, 10 классы).
Организация досуга обучающихся – подготовка и проведение не только сугубо развлекательных мероприятий. Это организация общения детей, встреч с интересными людьми, подготовка и участие в общем деле, соучастие, совместное проведение времени с пользой для себя и окружающих. (ФОТО НА СЛАЙД)
Согласно целям и задачам воспитательной программы нашей школы.
В течение всех лет обучения учащиеся участвуют в традиционных мероприятиях, которые являются постоянными для каждого года обучения, активно участвуют в праздниках – «День Знаний», Новогодние спектакли, празничные концерты «23 февраля», «8 Марта», «Минута Славы», КВНы, «Снежная парочка», спортивные состязания «День Бегуна», «лыжные гонки», «Зарница» в различных конкурсах, олимпиадах и викторинах по различным тематикам.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения, действующие как в самой школе, так и в учреждениях дополнительного образования (ГДДЮТ, ДЦ «Мир», ЛДТ, шашки). Руководители кружков, лабораторий, являясь классными руководителями, поддерживают партнерские отношения с семьей, совместно решают проблемы воспитания и развития личности, работая с психологами школы, выявляют интересы и потребности, трудности, проблемы, своевременно оказывает помощь и поддержку обучающимся. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечений, праздников, творческих отчетов) с различными формами образовательной деятельности позволяют решать проблему занятости детей.
Т. О., внеурочная деятельность создаёт «ситуацию успеха», помогает ребёнку изменить свой статус, попробовать различные виды деятельности, которые ребёнок выбрал в соответствии с личными интересами и потребностями. (Настя-президент слайд) Выборы………фото
Через КТД происходит социализация личности ребенка, его интеграция с обществом, формулируемая самим ребенком как перспектива интересной жизни, достигающаяся путем реализации интересов детей и формирования потребности в самосовершенстве, самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе.
Большую помощь в подготовке и проведении многих праздников оказывают родители обучающихся (спасибо вам, родители-это праздники День Матери, Масленница, 23 февраля и т. д). Зачастую родители предлагают различные варианты сценариев, вносят предложения по праздничному оформлению школы. А это значит, что не только ребенок проживает здесь, в стенах школы, свою жизнь, а целые семьи со своими предложениями, проектами….
Всего, в нашей школе, в этом году работает 5 кружков, заседания спор-клуба проводятся 1 раз в четверть. Во внеурочную деятельность вовлечено 90 % обучающихся.
Во внеурочное время созданы условия для развития умственных и физических способностей, для развития талантов детей. Внеурочные занятия по шахматам способствуют развитию логического мышления, активизируют познавательные процессы и мыслительную деятельность.
Укреплению здоровья и привитию любви к физкультуре и спорту способствуют внеурочные занятия по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, футболу.
Заключение:
Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт асоциальную позицию и взрослые должны помочь ему в этом. Мы надеемся, что наши выпускники, в будущем, станут добропорядочными семьянинами, защитниками Отечества, достойными гражданами своего государства.